среда, 23 ноября 2016 г.

Фразеологизмы библейского происхождения (О-П)

 Прикрыть наготу - замаскировать убожество мысли или доводов.
Назарет:
Из Назарета может ли быть что доброе? - презрительное замечание о людях, от которых нельзя ожидать ничего дельного.
Слова одного из будущих двенадцати апостолов Нафанаила, которыми он встретил весть о явлении Мессии в лице Иисуса из Назарета (Ин. 1, 45-46).
Овца:
Отделять овец от козлищ - устар. Отделять хорошее от плохого, нужное, полезное от ненужного, вредного.
Выражение из Евангелия (Мф. 25, 31-33).
Заблудшая овца (овечка) - о сбившемся с правильного пути человеке.
Выражение из евангельской притчи о человеке, у которого было стадо овец. Когда одна овечка заблудилась и пропала, хозяин отправился на его поиски, так как ему было дорого каждое животное из его стада. Он отыскал овечку и принес ее домой на плечах (Мф. 18, 12; Лк. 15, 4-6).
Огонь:
Пройти [сквозь] огонь [и] воду [и медные трубы] - 1. Многое испытать в жизни, стать опытным. 2. Иметь сложное, небезупречное прошлое, сделаться пройдохой. 3. Быть женщиной легкого поведения.
Оборот восходит к библейским мотивам испытаний: «Мы вошли в огонь и в воду, и ты вывел нас на свободу» (Пс. 65, 12; Ис. 43, 2).
Ослица:
Валаамова ослица - 1. Книжн. Покорный, молчаливый человек, который неожиданно запротестовал или выразил свое мнение. 2. Бран. Глупая, упрямая женщина.
Восходит к Библии (Чис. 22, 27-28). Пророк Валаам направлялся на своей ослице к моавитскому царю, чтобы проклясть народ Израилев. Неожиданно ангел с обнаженным мечом перегородил дорогу ослице, и она стала сворачивать в сторону. Не видящий ангела Валаам начал бить ослицу. Тогда она запротестовала человеческим голосом.
Основание:
Разрушить до основания - полностью уничтожить.
От библейского выражения разрушить до основания земли (Сир.).
Отпускать:
Ныне отпущаещи - устар. О достижении чего-либо долгожданного.
Из евангельского рассказа (Лк. 2, 25-32) о Симеоне, одном из жителей Иерусалима, которому было предсказано, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Иисуса Христа. Симеон произнес слованыне отпущаещи, когда увидел младенца Иисуса в храме.
Отродье:
Хамово отродье - прост. бран. О грубом, невоспитанном человеке.
Восходит к Библии (Быт. 9, 21-27), Ханаан, сын Хама, внук Ноя, был проклят Ноем за непочтительность к нему.
Пелена:
Как будто пелена упала с глаз у кого - Кто-либо внезапно узнал правду, понял, что заблуждался.
Библейское выражение.
Пепел:
Посыпать пеплом голову - книжн. Предаваться крайней скорби, печали по случаю какой-либо утраты, бедствия и т. п.
Выражение восходит к Библии (Иов. 2, 12; Есф. 4, 1), где описывается древний обычай евреев посыпать голову пеплом или землей во время траура или по поводу какого-либо несчастья.
Перст:
Перст Божий - устар. книжн. Что-то таинственное, мистическое, предопределяющее поступки, поведение, судьбу кого-либо.
В наказание за отказ фараона освободить евреев из плена Бог подверг Египет суровым испытаниям: превратил воду в кровь, наслал жаб, мошек и т.д. Увидев мошек, волхвы сказали фараону: «Это перст Божий» (Исх. 8, 19).
Вложить персты в язвы - устар. книжн. Не доверяя другому, самому убедиться в чем-то на опыте.
Апостол Фома, когда ему рассказали о воскресении распятого Христа, сказал, что не поверит, пока сам не вложит перста своего в раны от гвоздей (Ин. 20, 24-29).
Песнь:
Песнь песней - книжн. Вершина творчества какого-либо автора, замечательное произведение.
«Песнь песней» - название одной из частей Библии, написанной, по преданию, царем Соломоном. Высокие поэтические достоинства этой книги, воспевающей любовь, сделали ее название крылатым выражением.
Песок:
Строить на песке [дом, здание] - неодобр. В своих планах, рассуждениях опираться на недостаточно надежные и проверенные данные.
Из евангельской притчи. Христос сравнивает тех, кто слушает слова его учения, но не исполняет их, с безрассудным человеком, построившим «дом свой на песке». Первые порывы ветра с дождем разрушили дом (Мф. 7, 26-27).
Пир:
Валтасаров пир - книжн. Пир, веселье накануне неминуемой беды.
(Дан. 5) Во время пышного пира у вавилонского царя Валтасара появилась таинственная рука, начертавшая на стене: Мене, текел, фарес. Пророк Даниил объяснил, что письмена предрекают гибель царю. В эту же ночь Валтасар был убит, а его царство было покорено Дарием.
Плач:
Вавилонский плач - книжн. О сильной печали, тоске.
(Пс. 136), где повествуется о тоске иудеев, находившихся в вавилонском плену и с плачем вспоминавших о своей родине.
Плевелы:
Отделять плевелы от пшеницы; отделять пшеницу от плевел - книжн. Отделять вредное от полезного, хорошее от плохого.
Притча рассказывает о человеке, посеявшем пшеницу; ночью пришел враг - человек - и посеял среди пшеницы плевелы (сорняки). Когда взошла пшеница и появились плевелы, рабы предложили выдергать их. Но хозяин, чтобы вместе с сорняками они не выдернули и пшеницу, велел оставить все до жатвы: сначала выдернуть плевелы и сжечь их, а потом убрать пшеницу. По символике притчи плевелы - это «сыны лукавого», а враг (человек) - «недреманный дьявол».
Плен:
Египетский плен; плен египетский - книжн. О тяжелой неволе.
Из библейского рассказа о тяжелом положении евреев, находившихся в египетском плену (Исх. 1).
Пленение:
Вавилонское пленение - книжн. О тяжелой неволе.
Восходит к Библии (Пс. 136), где рассказывается о тяжелой жизни иудеев в вавилонском плену.
Плод:
Запретный плод [сладок] - о чем-либо недозволенном, недоступном, а поэтому особенно заманчивом, желанном.
Восходит к библейскому сюжету о древе познания добра и зла, срывать плоды которого Бог Адаму и Еве запретил (Быт. 2, 16-17).
Вкушать поды чего - книжн. Пользоваться результатами сделанного, достигнутого.
Оборот вкушать плоды возник непосредственно в русском языке. Древнерусская форма выражения - вкушать от плода.
Плоть:
Войти в плоть и кровь кого, чью - оказаться прочно усвоенным кем-либо.
Восходит к книгам Священного Писания.
Плоть от плоти чьей - о кровном или идейном родстве.
Когда Адам увидел Еву, созданную из его ребра, он сказал: «Вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2, 21-23). Плоть - устар. «тело человека».
Понтий:
От Понтия к Пилату [посылать] - книжн. неодобр. Посылать кого-либо от одного к другому, не решая дела, не давая ответа.
Схваченного Иисуса сначала привели к римскому прокуратору Понтию Пилату, тот отправил его к Ироду, управляющему Галилеей, уроженцем которой был Иисус. Иисус отказался отвечать Ироду, и его снова послали к Понтию Пилату. Народ воспринял имена Понтий и Пилат как имена двух разных людей, имя Ирода из изложения выпало.
Пот:
В поте лица [своего] [трудиться, работать, есть хлеб свой] - с большим усердием, напряжением, прилагая больше усилия.
Изгоняя Адама из рая за первый грех, Бог сказал ему: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19).
Потоп:
Всемирный потоп - о сильном и длительном дожде, наводнении, плохой погоде вообще.
У многих древних народов существовали предания о страшном наводнении, охватившем весь мир. Сохранились греческий, индийские, китайские, вавилонские мифы, записи на древнеассирийских глиняных табличках. В Библии рассказывается о том, что, прогневавшись на людей, Бог послал на землю страшный ливень, длившийся сорок дней и ночей и уничтоживший все живое (Быт. 7, 11-12). Спасся лишь праведник Ной, ставший основателем нового человеческого рода.
Похлёбка:
Продать[ся] за чечевичную похлёбку; отдать первенство за чечевичную похлёбку - книжн. неодобр. Предать кого-либо, получить незначительное материальное вознаграждение. (Быт. 25, 31-34).
Вернувшись с охоты, голодный Исав попросил у своего младшего брата-близнеца Иакова чечевичной похлёбки. Иаков согласился, но потребовал, чтобы Исав уступил ему за это свое право первородства. Проголодавшийся Исав пообещал ему это и тем самым уступил Иакову старшинство и большую долю наследства.
Поцелуй:
Иудин поцелуй; поцелуй Иуды - Предательский поступок, лицемерно прикрываемый проявлением любви, дружбы.
В Евангелии Иуда - один из двенадцати учеников Иисуса, предавший его. Иуда привел стражу в Гефсиманский сад, где находился Иисус, и сказал, что тот, кого он поцелует, и есть Иисус. За это предательство он получил тридцать сребреников.
Прах:
Отрясти прах от (с) ног своих - книжн. Навсегда порвать с кем-, чем-либо, уйти с негодованием.
Выражение из Евангелия: «...Если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, оттрясите прах от ног ваших» (Мф. 10, 14; Мк. 6, 11; Лк. 9, 5; Деян. 13, 51).
Превращение:
Превращение Савла в Павла - книжн. О резком изменении чьих-либо убеждений, взглядов на диаметрально противоположные.
Выражение восходит к библейской истории об апостоле Павле. Первоначально Павел (тогда он еще носил имя Савл) был яростным противником христиан. Он даже принял участие в убийстве одного из них, Стефана. Но однажды, на пути в город Дамаск, он услышал голос с неба, упрекавший его в гонениях Христа в лице его учеников. Потрясенный Савл принял имя Павел (слово паулус по-латыни значит «маленький», «ничтожный») и превратился в убежденного христианина и проповедника христианства (Деян. 9, 1-22).
Предел:
Предел, его же не прейдеши - устар. книжн. О рубеже, который нельзя переступить.
Выражение восходит к церковно-славянскому тексту Библии (Дан. 6, 7-8).
Притча:
Притча во языцех - шутл. Предмет всеобщих разговоров, постоянных пересудов и т. п.
Выражение из Библии (Втор. 28, 37). Ст.-сл. во языцех - это форма местного (предложного) падежа мн. числа сущ. язык, имевшего значение «народ, племя». Притча - короткий рассказ с нравоучительным смыслом. Следовательно, притча во языцех - это притча, известная всем народам.
Пришествие:
Второе пришествие - отдаленное будущее, время, которое неизвестно когда наступит, неопределенно далекий срок.
Оборот восходит к евангельским предсказаниям о возвращении Иисуса Христа на землю («Втором Пришествии») перед концом света.
До Второго Пришествия [ждать] - неопределенно долго.
Пророк:
Нет (несть) пророка в своем отечестве - заслуги своих близких, соотечественников люди часто не ценят, отдавая предпочтение авторитетам со стороны.
Выражение восходит к Евангелию (Мф. 13, 57; Мк. 6, 4; Лк. 4, 24; Ин. 4, 44). Когда Иисус, прославившись своей проповедью и чудесами, вернулся на родину, его встретили недоверчиво. «Не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своем»,- сказал тогда опечаленный Иисус.
Путь:
Неисповедимы пути Господни - книжн. Невозможно предугадать все повороты судьбы, предопределить будущее. (Рим. 11, 36).

Совращать с пути истинного - заставлять отступить от верных мыслей, убеждений, толкать на что-либо дурное. Из старославянского языка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий